Аргуново

Уро́чище Аргуно́во — местность на левом берегу реки Киржач между деревнями Плотавцево, Цепнино и Барсково в Петушинском районе Владимирской области. В прошлом на этом месте располагались сёла Аргуново и Никольское, в просторечии Николо-Аргуново (на карте Александра Менде 1850 года село называется «Никольское (Аргуново)». В настоящее время сохранились только колокольня аргуновского Никольского храма и кладбище.


Никольский храм. Фотография XIX века

Село Аргуново служило центром древней Аргуновской волости Покровского уезда Владимирской губернии. Основным занятием жителей Аргуновской волости было не земледелие, а плотницкая работа. Каждый год тысячи крестьян, как государственных, так и помещичьих оставляли родные дома и отправлялись на заработки. Аргуновские плотники были известны не только в своей губернии, но и в Москве, Ярославле, Костроме и Санкт-Петербурге. Село Аргуново дало имя явлению: всех плотников из Владимирской губернии в Москве называли аргунами. Согласно словарю В. И. Даля, слово «аргун» объясняется как владимирский плотник.

Так, в жалованной грамоте от 1 марта 1436 года великого московского князя Василия II Тёмного Богородицкому монастырю на Воиновой горе (располагался чуть ниже по течению Клязьмы от Орехово-Зуева) все права управления передаются от Аргуновского волостеля к игумену монастыря:

« А волостели мои Аргуновские и их тиуны в ту деревню к тутошним людям к старожильцем и к пришлым к окупленым не высылают ни по что, ни судят их ни в чем оприч душегубства. А ведает их и судит игумен Зиновей з братьею или кому прикажет. »

По писцовым книгам 1621 года село Никольское значится выслуженной вотчиной «за московское осадное сидение в королевичев приход под Москву», данной князю Алексею Юрьевичу Сицкому; затем эта вотчина была дана в приданое дочери Сицкого, вышедшей замуж за Глеба Ивановича Морозова.

В 1859 году в селе был базар, 10 дворов, 29 жителей мужского пола, 35 женского.

Отмена крепостного права в 1861 году ещё больше повысила благосостояние аргунов; теперь плотникам не надо было отдавать значительную часть своего заработка в качестве оброка помещику. С ближайшими сёлами Аргуново связывали мощёные камнем дороги, через Киржач был перекинут деревянный мост, в волостном центре появились церковно-приходская, а затем и земская школы, медицинский пункт, народная библиотека и чайная. В 1903 году жители волости поставили около храма памятник царю-освободителю императору Александру II. Автором скульптуры был скульптор А. М. Опекушин, а постамент проектировал архитектор П. А. Зарушин.

В 1894 году в Аргунове проводились однодневные ярмарки: 9 мая, 10-я пятница по Пасхе, 29 июня, 6 декабря. Основные группы товаров: мануфактура, бакалея, кожевенные изделия, жестяные и железные изделия, глиняная посуда. Приблизительная стоимость привозимого товара около 8300 рублей, приблизительная прибыль 2900 рублей.

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона,в конце XIX века из села ежегодно весною выходили артели плотников (аргунов), которые конкурировали с артелями плотников Галичского уезда Костромской губернии.

По данным, опубликованным в 1905 году, в селе 16 дворов, 39 жителей.

При советской власти отхожий крестьянский плотницкий промысел оказался несовместим с новой системой хозяйствования. Спрос на услуги плотников в округе упал, а в крупных городах сезонных рабочих стали всеми силами удерживать на постоянной основе.

Никольская церковь

Согласно писцовым книгам 1621 года в Аргунове «церковь Николая Чудотворца двевяна вверх, а в церкви деисус и двери царские и образы и книги и свечи и всякое церковное строение—мирское, при церкви поп Василий». О существовании церкви в конце XVII столетия свидетельствуют надписи на некоторых богослужебных книгах и сохранившиеся указы патриарха Иоакима. В это время при церкви было два священника, у каждого в приходе по 96 дворов, а в 1707—1708 годах по 107 дворов.

По местному преданию, до постройки каменного храма здесь стояли две деревянные церкви, от которых сохранились, по свидетельству местной церковной летописи, двое царских врат и железный восьмиконечный крест с полулунием внизу. Эти церкви находились на месте нынешнего кладбища.

В 1795 г. вместо деревянных церквей построен кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в формах позднего барокко. Позже церковь достраивалась (в 1826 г. построена тёплая трапезная, в 1813 г. каменная колокольня). Престолов было пять: в холодном — во имя святителя Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла и великомученицы Варвары, в трапезной — Крещения Господня и пророка Илии. Над главным престолом устроена сень на четырёх столпах. В 1833 г. церковь и кладбище обнесены каменной оградой с 5-ю башнями и 5-ю воротами. Кирпич, примененный при строительстве церкви в Аргунове, часовни и школы в Красный Луч (в прошлом Лачуги) произведены на заводе располагавшемся в районе деревни Цепнино.

В храме сохранялись два древних напрестольных креста, один из которых с надписью «1752 г. в церковь Чудотворца Николая лейб-гвардии преображенского полка капитаном Ильёю Ивановичем Мячковым» и напрестольное Евангелие напечатанное в 1744 году.

В церковной библиотеке хранились книги подаренные храму учителем Петра I думным дьяком Никитой Моисеевичем Зотовым в 1694 году и дворянином Павлом Петровичем (был известным военачальником во времена царя Алексея Михайловича) и стольником Иваном Петровичем Савёловыми (в 1674 году возглавил Русскую православную церковь под именем патриарха Иоакима) в 1684 году. Сохранялся древний синодник, в котором между прочим записан иерей Симеон закланный; по преданию, этот иерей был убит поляками в церкви во время богослужения.

Священник одной из церквей Покровского уезда (в котором находилось и Аргуново) в 1886 году на страницах Владимирских епархиальных ведомостей подробно рассказал, как встречали Пасху аргуновские плотники:

« Домой они являются на последних днях Страстной недели. Затянутые хозяевами и подрядчиками, некоторые приходят даже в Великую субботу, но зато все являются к утрени Первого дня. Этот день есть исключительный в годовом кругу, когда приходящий люд бывает в полном церковном собрании. Подход богомольцев начинается с раннего вечера и продолжается до первого удара церковного колокола, возвещающего о наступлении всерадостного и всепразднственного дня. Трезвон колоколов замолк, и началась полуночная служба. В храме все засуетилось. Церковный староста со своими подручными спешит зажигать пред местными иконами массивные свечи, весом до 30 фунтов в каждой, налепки, свечи на подсвечниках, на паникадилах. В то же время каждый богомолец вынимает из кармана целый пук принесенных белых свечей, ставит их пред св. иконами и зажигает.
После того становится на своё место с зажженною в руках свечою в ожидании крестного хода. Таким образом, в один момент, от тысячи зажженных свечей церковь освещается необыкновенным ярким светом.
Но обход со святыми иконами вокруг церкви окончился. Слышится из уст священника радостная песнь «Христос Воскресе!» Все оживились, все осенили себя крестным знамением. Настала минута торжественная! Вся церковь соединилась воедино; все: и священнослужители, и певцы, и народ поют одну песнь: «Христос Воскресе»; все дышат одною любовию к Воскресшему; все восторгаются одною радостью Воскресения Христова. Теперь и на клиросах идет особенное, так сказать, народное пение, потому что не избранные певцы поют, а целая масса певцов поет, которые за неимением места на клиросах помещаются около них и на солее. Пение идет протяжное, громогласное, но в то же время стройное и воодушевленное. За исключением единиц, все поют плавно, прислушиваясь к общему тону. Удивляешься, когда слышишь стройное пение целой массы неученых певцов, но оно таково на самом деле.
Любимая нашим простым народом церковная песнь «Пасха священная нам днесь показася» положительно поется всею церковью – и старым, и малым; поется торжественно, величественно и воодушевленно.
Чтобы хотя отчасти понять торжественность этих минут и видеть воодушевление и восторг народный в это время, нужно быть очевидцем, так как мое слабое перо не в состоянии описать энтузиазм народный. Скажу откровенно, что, когда церковь оглашается стройным пением полутысячи разнообразных голосов, трепет невольно пробегает по телу.
»

К 1897 году по штату в церкви два священника, дьякон и два псаломщика. Земли при церкви: усадебной 1 десятина, пахотной более 19 десятин, сенокосной более 35 десятин, неудобной 8 десятин. Приход состоит из села Аргунова и деревень: Барскова (1 верста от церкви), Цепнина (2 вер.), Родионова (2 вер.), Ветчей (2 вер.), Санина (4 вер., в деревне имеется деревянная часовня, время постройки которой неизвестно; в ней две древние иконы: Спасителя и Николая Чудотворца), Гнездина (6 вер.), Килекшина (6 вер.), Плотавцева (1 вер.), Воронова (3 вер.), Лачуг (3 вер.) и сельца Старого (3 вер.) и Островищ (6 вер., в деревне имеется деревянная часовня).

В приходе по клировым ведомостям числится 1974 души мужского пола и 2163 женского, из них раскольников поповцев 7 душ обоего пола. В приходе имеются две земских народных школы (в селе Аргуново и деревне Санино), в 1890 году — 157 учащихся.

«Опись имущества Никольской церкви села Аргуново 1919 года»
Церковь: длина — 48 арш., ширина — 27 арш., высота — 16 арш. Пятиглавая, большой купол с восемью окнами, малые — глухие деревянные.
Трапезная: длина 21 арш., ширина — 41 арш., высота — 10 арш. 10 окон, два придела.
Колокольня: основание — квадрат 15 арш, высота 60 арш.
Колокола: 400 пудов, 159 пудов 25 фунтов, 75 пудов 25 фунтов, 44 пуда 20 фунтов, 5 шт. малых.

В начале 1950-х гг. в храме ещё молились. 18 марта 1957 г. появилось решение исполкома облсовета, разрешающее «Покровскому райисполкому разобрать аварийное здание недействующей церкви пос. Аргуново». В справке, подписанной 15 марта 1957 г. «Уполном. Совета по делам р.п.ц. при Сов. Мин. СССР по Владимирской области» И. Мирским пишется о здании, построенном в 1795 г., что оно «не представляет из себя ни архитектурной, ни исторической ценности, находится в аварийном состоянии… фундамент, кирпичная кладка стен разрушаются, особенно в углах основного здания и колокольни. В оконных и дверных проёмах отсутствуют решётки и рамы… Считаю возможным удовлетворить ходатайство Покровского райисполкома о разборке аварийного здания».

Церковь взорвана в 1960-х гг. Колокольня пережила взрыв и сохранилась до настоящего времени. В сохранившуюся колокольню стреляли из деревни Ветчи артиллерийскими снарядами, как в подходящую мишень, когда в этой деревне располагалась артиллерийская часть. Заслуга её сохранения от дальнейших посягательств принадлежит Николаю Ивановичу Шканову. По его словам, в 1959 г. , когда он был секретарем парткома колхоза «Новый быт», он сам пошёл к секретарю Покровского райкома партии Григорию Васильевичу Белову и сказал ему, что пользы мало от битого щебня, что крестьяне деревни Лачуги и других просят не ломать колокольню, а оставить, как ориентир для охотников и грибников.

Хронология

1436 г. — первое упоминание Аргуновской волости в жалованной грамоте Василия II Успенскому Воиновогорскому монастырю.
конец 1448 г. — март 1461 г. — период, к которому можно отнести строительство первой датируемой церкви (Никольской). До неё возможно были две более древние.
1624 г. — дворцовые земли Аргуновской волости становятся владельческими (Сицкие, Морозовы, Савеловы, Воейковы, Валуевы и пр.)
1795 г. — построен каменный храм.
1813 г. — построена каменная колокольня.
1826 г. — построена теплая трапеза в честь Крещения Господня и Св.пророка Ильи, придельный храм во имя Пророка Божия Илии. В холодном храме престолы Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла, великомученицы Варвары.
Середина XIX века — в Аргуново появляется волостное управление.
1896—1897 гг. — в приходе Никольской церкви 12 деревень, 1974 мужчин, 2163 женщины.
1904 г. — в церкви сделано водяное отопление.
1905 г. — открыт памятник Александру II Освободителю
1918 г. — последние записи в метрической книге.
1922 г. — изъяты церковные ценности, 1 пуд 37 фунтов 27 золотников серебра.
1924 г. — Аргуновская волость ликвидирована.
1926 г. — по переписи в Аргуново 10 дворов некрестьянского типа, 39 жителей обоего пола.
1936—37 гг. – сняты колокола.
1938 г. — церковь закрыта.
1940-е годы — в войну церковь открыта и окончательно закрыта в 1948 г.
1950-е годы — предполагается, что церковь стали разрушать в 1950 г., а в 1952-1954 гг. её взорвали. Справка из Владимирского облисполкома от 1957 г., в которой говорится о решении разобрать аварийное здание церкви могла быть составлена уже после свершившегося факта.
2012 год — колокольня относится к приходу храма Черниговской иконы Божией Матери (деревня Санино). Настоятель — протоиерей Александр Николаевич Кузин.